В четверг, 14 октября, суд в подмосковной Коломне приговорил Вячеслава Егорова к 15 месяцам колонии за неоднократное участие в мирных протестах в 2018 году, участники которых выступали против ввоза бытовых отходов из Москвы. При этом менее чем за неделю до этого Совет ООН по правам человека признал право на безопасную, здоровую, чистую и устойчивую окружающую среду одним из универсальных прав человека.
Мы встретились с Вячеславом в Коломне в 2019 году, когда он был под домашним арестом. Я приехала туда, чтобы изучить ситуацию с преследованиями местных экоактивистов. Вячеслав был полон энергии и оптимизма, искренне переживал за родной город и земляков и не опускал руки, несмотря на прессинг, которому он подвергался со стороны властей. То ли из-за его позитивного настроя, то ли из-за откровенной абсурдности и несоразмерности обвинений в отношении него, но я тогда и подумать не могла, что все закончится реальным сроком.
Москва генерирует огромный объем бытовых отходов. В 2018 году не существовало крупных централизованных программ их переработки, и многие полигоны по захоронению ТБО в ближнем Подмосковье оказались перегружены были закрыты, поэтому областные власти перенаправили столичные мусоровозы в другие места, в том числе в Коломну. Как объяснили нам коломенские активисты, местный полигон «Воловичи» не был рассчитан на такой объем и что перегрузка подмосковных полигонов уже приводила к заражению грунтовых вод и выбросам ядовитого «свалочного газа».
В Коломне активисты поначалу пытались писать жалобы, но не смогли добиться ни содержательных ответов, ни реальных результатов. Тогда они перешли к протестам, чтобы остановить бесконечный поток мусоровозов. Несмотря на мирный характер этих протестов, полиция разгоняла их с применением силы, а их участники подвергались задержанию и давлению.
Вячеслав Егоров к тому моменту уже имел опыт политического активизма, и по сути стал неформальным лидером мусорных протестов у себя в Коломне. Или, по крайней мере, именно так его стали воспринимать власти. Его трижды привлекли к административной ответственности за участие в несанкционированных акциях, а после четвертого протокола возбудили уголовное дело по «дадинской» статье, которая предусматривает уголовную ответственность за неоднократное нарушение порядка организации и проведения публичных мероприятий.
В ноябре 2019 года полигон, против работы которого протестовал Вячеслав, закрыли, но дело против него самого закрывать не стали. Судя по всему, власти решили демонстративно показать, что ждет тех, кто решится отстаивать свои права.
Преследование таких мирных активистов, как Вячеслав Егоров, едва ли поможет решить те проблемы, которые они поднимают. Скорее, это только усугубит ситуацию. Власти должны немедленно и без всяких условий освободить экоактивиста, отменив приговор по его делу.